Скоро начну читать! 👓 У Евгения Водолазкина вышел новый роман — «Чагин». И как каждый его роман, он не слишком похож на прежние. Причем не только по «декорациям», но и по авторскому посылу. Здесь уже не столько о тайне времени и тайне истории, сколько о тайне человеческой памяти. Память оказывается чем-то бόльшим, чем просто хранилище информации.
Итак, главный герой романа, Исидор Чагин, человек с феноменальной памятью. Он способен запомнить всё: тексты, устную речь, изображения — и в любой момент в точности воспроизвести. Он лишен способности забывать.
Падение
И вот этот его дар (неясно, свыше или «сниже») стал причиной жизненной трагедии Чагина. А дело было так: начало 1960-х годов, молодой Исидор заканчивает философский факультет Ленинградского университета, он уже известен своей фантастической памятью. И попадает в поле зрения КГБ — его собираются использовать в качестве «живого диктофона». То есть стукача-информатора. Соблазняют понятными вещами — квартирой и работой в Ленинграде (а иначе пришлось бы возвращаться в родной Иркутск, где он, в общем, никому не нужен). Исидор соглашается (он же наивный советский юноша, а не крутой герой со стальным стержнем вместо позвоночника). Его внедряют в так называемый Шлимановский кружок (там собираются молодые ленинградские интеллигенты, обсуждают книги и жизнь), и в результате Чагин с фотографической точностью воспроизводит своим гэбэшным кураторам содержание разговоров. Руководителя кружка, Вельского, арестовывают, сажают за антисоветскую агитацию, а Чагин осознаёт, что стал предателем. Не в силах держать это внутри, он исповедуется в своем грехе любимой девушке Вере (тоже из кружка), та рвет с ним отношения.
Вся дальнейшая жизнь Чагина проходит под знаком этого греха. Грех гнетет его, и ненависть к совершенному предательству обращается и на формальную причину, то есть на мнемонический дар. Этот перенос не так уж наивен. Непрестанная, подробнейшая память о том, что он натворил, постоянно мучит Исидора (не правда ли, похоже на то, как мучится душа в аду, угрызаемая совестью?) А значит, если научиться забывать, то можно забыть и это тоже.
В чем смысл романа?
Несмотря на печальный сюжет, «Чагин» — книга весьма оптимистическая. Потому что подчеркивает: трагизм жизни не перечеркивает возможностей. Да, мы можем оказаться в обстоятельствах, которые выше наших сил. Да, под давлением этих обстоятельств мы можем сломаться, можем изменить себе, и это переформатирует всю нашу последующую жизнь. Но это не значит, что все кончено, что сломанное невозможно починить, что остается лишь вздыхать и страдать.
Потому что жизнь устроена сложнее, чем принято думать, и как раз ее сложность, многомерность, метафизическая глубина и открывают те возможности, о которых мы чаще всего и не подозреваем. Выдуманный герой Чагин, упав, сумел подняться. Реальные, невыдуманные мы тоже можем. Если так же сильно захотим.
А теперь можно посмотреть, как же именно в романе все это показано, какими средствами. Но должен сразу предупредить — в моем разборе будут неизбежные спойлеры. Поэтому все, что написано ниже, адресовано тем, кто роман уже прочитал или кто не боится спойлеров. 🤫 https://foma.ru/chagin-o-chem-novyj-roman-evgenija-vodolazkina.html
Остальным же советую пока на этом остановиться, восприняв предыдущую подглавку как развернутую аннотацию, и посмотреть опубликованные в «Фоме» статьи о других романах Водолазкина:
📕 «Светлое Средневековье Евгения Водолазкина». О романе «Лавр» https://foma.ru/svetloe-srednevekove-evgeniya-vodolazkina.html
📗 «Человек между толпой и Богом». О романе «Авиатор» https://foma.ru/chelovek-mezhdu-tolpoy-i-bogom.html
📘 «Евгений Водолазкин: хватит делать бога из будущего». О романе «Брисбен» https://foma.ru/hvatit-delat-boga-iz-budushhego.html
📙 «Как понимать Оправдание острова: мы поговорили с Евгением Водолазкиным о его новом романе, а заодно и о конце света» https://foma.ru/kak-ponimat-opravdanie-ostrova-my-pogovorili-s-evgeniem-vodolazkinym-o-ego-novom-romane-a-zaodno-o-konce-sveta.html
✍️Виталий Каплан
#фома_чтение #водолазкин #чагин #книги